Новость из категории: Наука

У воронов открыли «человеческие» умения

Ученые представили два новых исследования про одну из самых загадочных птиц – ворона

Умение выдержать долгую паузу перед принятием решения в условиях, когда ожидание возможно будет вознаграждено,— подобное до сих пор замечали лишь за людьми и отдельными группами обезьянам. И вот теперь исследователи продемонстрировали, что такая способность имеется и у воронов.

В опытах, проведённых командой во главе с Валери Дуфур из университета Страсбурга, орнитологи приучили воронов менять жетоны на пищу (на хлеб, сыр, виноград и колбасу). Для экспериментов привлекались двенадцать птиц двух видов: шесть чёрных ворон (Corvuscorone) и шесть воронов обыкновенных (Corvuscorax) — среди них самцы и самки разного возраста.

В процессе обмена экспериментаторы держали в каждой из рук по вознаграждению. Одна была более, а другая - менее предпочтительна для той или иной птицы (индивидуальные вкусы особей ученые изучили заблаговременно). При этом одну порцию лакомства человек держал в закрытой руке, а другую предлагал на раскрытой ладони.

Ворон хватал доступное угощение, а лаборант, после некоторой паузы,  предлагал ему сделать второй обмен. Если ворон не съедал первое вознаграждение, он возвращал его экспериментатору, получая вместо этого то, что находилось в закрытой ладони. И самое важное - время этой паузы варьировалось хаотично в разных подходах - от нуля до 320 секунд.

Выяснилось, что вороны еще как могут сдерживать себя, не набрасываясь на самое первое угощение, а сохраняя его (кто-то клал еду на землю), чтобы после продолжительного ожидания поменять дар на нечто более желанное.

Еще до опыта исследователи допустили, что в подобном эксперименте  вороны могли бы подождать самую лучшую награду несколько секунд, однако в реальности речь шла о минутах. И несмотря на то, что  успешность трюка падала по мере увеличения времени ожидания (все-таки птичье терпение медленно, но иссякало), статистика по числу попыток показала ученым, что вороны могут проходить такой тест на одном уровне с представителями приматов.

Вороны используют зеркало

Теперь после оглашения результатов второго опыта эти чёрные птицы попали в «элитную» группу видов, которые способны обдумывать визуальную информацию от зеркала, а это значит - находить при его помощи припрятанную еду.

Но в этот раз героями исследования стали новокаледонские вороны (Corvusmoneduloides), не раз привлекавшие внимание исследователей  своей сообразительностью и способностью к обучению как в условиях лаборатории, так и в дикой природе.

Орнитологи из Оклендского университета отловили десяток диких птиц и посадили их в клетки для того, чтобы зафиксировать поведение перед зеркалами. Все испытуемые вороны явили способность использовать отражения с целью обнаружения кубиков мяса, которые скрыты от прямого взгляда. Надо сказать, что обучились этому птицы весьма  скоро.

Очень важно, что в похоже выполненном тесте, только без зеркальных  поверхностей, представители пернатых мясо не находили, и соответственно, в предшествующем эксперименте они опознавали лакомство по зеркальному отражению, но не искали его по запаху.

Кроме того, разные особи показывали самый различный успех в деле доставания пищи. Как считают ученые, это также говорит в пользу версии о визуальном ориентировании.

В этом трюке вороны практически напоминали свиней. Хотя в то же самое время пернатые так и не смогли опознать в собственном зеркальном отражении себя самих - все «участники» опытов  реагировали на отражение как на другую птицу (пытались искать её за зеркалом, атаковали или многозначительно поднимали свои хвосты). Этологи объясняют это таким образом: как правило животные проводят весьма длительное время перед зеркалом, прежде чем начинают осознавать, что видят именно своё отражение.

Рейтинг:

(Голосов: 1)